О Ликии и ликийских гробницах

О Ликии и ликийских гробницах

Знай в каждом атоме тут, на земле таится
Дышавший некогда кумир прекраснолицый.

Снимай же бережно пылинку с милых кос:
Прелестных локонов была она частицей.
                                              Омар Хайям

Легендарная Ликия располагалась на юго-западном побережье Малой Азии.


О ее царях и героях упоминал Гомер в Иллиаде. Ликийцы были союзниками Трои. Главк и Сарпедон - ликийские герои Троянской войны. Время Троянской войны 12-13 век до нашей эры. Геродот считал ликийцев племенем, родственным критянам. Сарпедон, по преданию, был братом Миноса, переселившимся в Ликию с Крита. У Ликии были тесные связи со священным островом Аполлона  Делосом.Читать о поездке на Делос Оракул Аполлона в Патаре, действовал лишь зимой, а летом, по преданию, Аполлон удалялся на Делос. С Аполлоном связан культ прорицателей. Как известно из книг Геродота, во времена существования Ликии и Персии и в античный период люди не принимали важных решений не узнав волю свыше, волю богов. Наиболее известная в Ликии богиня Латона или Лето - мать Аполлона и Артемиды. Ее имя встречается почти на всех ликийских гробницах, где она призывается карать нарушителей покоя могил.
  Довольно символично имя богини Лето, а Ликию называли Страной Солнца.
  Ликийцев считали строителями циклопических построек Микен и Тиринфа в Арголиде. Читать о поездке в Микены
  У ликийцев существовал культ героя Беллерофонта, который позже перешел к грекам в образе Персея, Тесея и Геракла а затем к римлянам в образе Геркулеса.


 Беллерофонт сражался с химерой и у него был крылатый конь Пегас. Эти персонажи прочно вошли в мифологию античности.

  Ликийские города

Если все государства вблизи и вдали, 

Покоренные будут валяться в пыли -

Ты не станешь, великий владыка, бессмертным, 

Твой удел невелик: три аршина земли.

                                          Омар Хайям



    Древнейшими центрами культуры Ликии являлись три долины, отделенные друг от друга горами. На востоке —долина Ксанфа, простирающаяся с севера на юг; на западе — долина Лимира, расположенная параллельно долине Ксанфа, и на юге — долина Мироса, реки, текущей с востока на запад.
  Согласно, Страбону, 23 города образовали Ликийский союз. По три голоса в нем имела столица Ксанфос и ещё 5 самых влиятельных городов: Патара, Пынара, Олимпос, Мира, Тлос.


В число городов союза, имевших один или два голоса, входили Антифеллос, Ариканда, Бальбура, Бубон, Кианея, Лимира, Сидима, Симена, Телмессос, Фаселис, Эноанда.



К ликийским городам относятся:
  Каунос или Кавн на реке Дальян. Ликийские гробницы видны с реки Дальян.
Читать о моем личном путешествии в Каунос.
  Город Телмессос или Телмес сейчас Фетхие. В нем находится царская гробница Аминтаса. Читать о Фетхие и гробнице Аминтаса
  Город Тлос с предполагаемой ликийской гробницей героя Беллерофонта. Читать о Тлосе и гробнице Беллерофонта
  Пынара с королевской гробницей и множеством простых скальных гробниц. Читать о Пынаре
  Кармилиссос или Лебессос или Левиси, а сейчас Каякей город-призрак. Читать о Каякее
  Город Мира с ликийскими гробницами и церковью Святого Николая, вблизи Демре.
  Город Ксанф или Ксантос или Арна - один из самых крупных ликийских городов. В нем тоже сохранились ликийские гробницы и святилище богини Лето ( Латоны) -  Летоон. 


  В городе Каш также сохранились остатки ликийской цивилизации. К слову, первая в жизни моя поездка с целью развития, получилась в Каш, Калкан и Патару. Когда я планировала семинар по раскрытию творческого центра, я искала чистое и красивое место и такое нашлось на вилле на ликийском побережье.
К ликийскому наследию также относятся города Лимира, Ариканда, Текирова, Элмалы.
    От других районов Малой Азии Ликия была отделена труднопроходимыми горными реками и хребтами. От Карии Ликия отделялась стремительным течением Инда, низвергающегося с вершин в провалы горных отрогов; от Памфилии Ликию отделяло верхнее течение бурного Алагир-чая и Чандар-чая с окружающими их горными массивами. По восточному побережью Ликии из Адалии в Фаселиду вела лишь узкая тропа, проходимая только в тихую безветренную погоду; по этой тропе некогда совершил свой знаменитый переход Александр Македонский. Ко внутренним границам Фригии и Писидии вели узкие горные тропы, по которым могли проходить лишь привыкшие к горным переходам и хорошо знакомые с местностью люди. Основное население Ликии занималось земледелием и скотоводством. Зимой оно жило в долинах, летом уходило в горы. Кроме зерна и скота, страна была богата лесом; Плиний упоминает о знаменитых ликийских кедрах, елях и платанах. В изобилии имелись шафран и вино.
    Почти все города Ликии находились в горах. По-видимому, из соображений безопасности.
  Ликийцы имели хетто-лувийскую письменность. Проступает языковое родство населения и связь с хеттами и соседними Лидией, Карией, Памфлией, Писидией и Киликией. В Ликии заметно влияние хеттов, персов, Фригии, Египта, Крита и  Кипра.
    Древность ликийских  племен подтверждается и сообщением Геродота о сохранении у ликийцев матриархата. Геродот пишет, что ликийцы, происходящие с Крита, при Сарпедоне назывались «термилами», а позже по Лику, сыну Пандиона, были названы «ликийцами». «Их обычаи частично критские, частично арийские. Они имеют лишь один удивительный обычай, не свойственный никаким другим народам: называют себя по матери, а не по отцу. Если кто-либо спросит соседа — кто он, то он называет свой род по материнской стороне и перечисляет матерей матери. И если женщина-гражданка (γυνή αστή) соединилась с рабом, то дети считаются благородными, если же мужчина-гражданин, хотя бы и знатнейший среди них, возьмет чужеземку или наложницу, то дети не имеют гражданских прав». Термин άστή употреблялся применительно к женщине-гражданке, предки которой уже в течение многих поколений жили в городе, и пользовались гражданскими правами, т. е. применительно к женщине из благородного и почетного в данном полисе рода. Фрагмент Николая Дамасского подчеркивает те же черты ликийского матриархата: «Ликийцы чтут женщин более, чем мужчин, называются по матери и оставляют наследство дочерям, а не сыновьям». Однако этим совершенно недвусмысленным указаниям на наличие материнского права в Ликии как будто бы противоречат ликийские надписи IV—III вв. до н. э.
  У Гомера указано, что предводителем ликийцев был Сарпедон; Главк занимал по отношению к Сарпедону подчиненное положение. Из исторической литературы известно, что Сарпедон стал главой ликийцев по материнской линии наследства: он был сыном дочери Беллерофонта, женатого на ликиянке, дочери ликийского царя, в то время как Главк происходил от сына Беллерофонта.
  Геродот рассказывает также о том, что современные ему ликийцы, «утверждающие, что они из числа ксанфян», на самом деле, — пришельцы, кроме 80-ти семейств; эти 80 семейств, в то время, случайно находились вне родины и, таким образом, остались в живых.


  Ликийские гробницы


Никто не лицезрел ни рая, ни геенны:

Вернулся ль кто-нибудь оттуда в мир наш тленный?

Но эти призраки бесплотные - для нас 

И страхов и надежд источник неизменный.

                                          Омар Хайям


    Все, что сохранилось от древней Ликии это ликийские гробницы. Несмотря на то, что это последнее пристанище, выглядят они впечатляюще и красиво. Каменные храмы на высоте, нагромождения домов с колоннами и крышами, отдельно стоящие домики, пещеры в скале, издали похожие на гнезда птиц. Ушедшие в мир теней ликийцы, как будто наблюдают за живущими. Возможно, ликийцы верили в их помощь. С высоты гробниц открываются прекрасные виды на долины и бухты. 

   
  Древние ликийцы считали, что чем человек знатнее, тем его скальная гробница выше. Они верили, что после смерти души людей обретают крылья и, как волшебные птицы улетают в высшие миры.
   
    Сейчас гробницы пусты и разграблены. Возможно, в гробницы помещали не тела, а только кости или кремированные трупы умерших. Для ликийцев было важно, чтобы кости лежали не на земле, а на камне. Погребение разделялось на две камеры: в верхней находилась жена с ее родственниками, в нижней — муж со своим потомством; перед нами два счета родства - по женской и мужской линии. Все погребения — родовые, и надписи на них с точностью указывают, кто и в каких пределах родства может быть здесь похоронен.


    Ликийские гробницы перекликаются с городами мертвых на Кипре и в Египте, со скальными заупокойными храмами Персии. Люди той поры готовили свою загробную жизнь, создавали дома и брали с собой необходимые вещи. Вероятно, в Ликии существовали  культы и ритуалы, связанные с переходом в мир иной. Жрецы владели тайнами мира теней, определяли места и вид гробниц. Ликийцам удалось создать места с особыми качествами. Ликийские гробницы простояли тысячелетия, устояли в землетрясениях и их не растащили по камням для постройки новых жилищ.  



   Наиболее распространенной формой ликийских погребений была низкая и узкая, выдолбленная в скале, четырехугольная пещера, труднодоступная по своему положению для чужих. Обычно такие погребения строились всегда на отвесных скалах. По самой своей форме этот тип погребений предназначался для хранения кремированных трупов. Каменные погребения тесно соприкасались друг с другом, напоминая своим видом пчелиный улей, и часто стояли перпендикулярно друг к другу. Внешний фасад погребений напоминал жилище.

В Ликии часты саркофаги, либо высеченные в скале, либо особо сделанные из камня погребения в форме ложа. Над ними сооружали деревянный, позже (в императорское время) каменный балдахин.


Третьим видом погребений были надгробные памятники в форме башни. Как показывают стеллы, относящиеся к последним десятилетиям V в. до н. э. в самом Ксанфе и в других ликийских городах, этот тип погребений связан с героизацией покойника.


И саркофаги и надгробные стелы ставились чаще в городе или в непосредственной к нему близости.


Несомненно, что такие сооружения требовали больших издержек, не говоря уже о дополнительных расходах на барельефы и скульптуры, украшавшие многие погребения. Несомненно и то, что это были погребения знати с разветвленной и уходящей далеко вглубь родовой генеалогией. Родовой характер дошедших до нас ликийских погребений требовал приспособления гробниц к ряду повторных захоронений. Поэтому в каменных гробницах делались плоские выступы, напоминающие ложа, на которые, при повторных захоронениях, мертвецы иногда накладывались один на другого; в некоторых случаях эти выступы делались один над другим, наподобие каютных коек; в саркофагах также производились повторные погребения. Поросовый камень содействовал быстрому и полному уничтожению всех подверженных гниению частей покойника.

И повторность погребений, и характер надгробных надписей говорят о существовании в Ликии сильной родовой знати, возглавляемой, может быть, потомками тех чистокровных 80 матриархальных семейств, о которых сообщает Геродот.

     
   

Ликийские женщины


Пустивший колесо небес над нами в бег

Нанес немало ран тебе, о человек!

Как много алых губ и локонов душистых

Глубоко под землей он схоронил навек!
                                        Омар Хайям 

 

   В ликийских надписях почетное положение ликийской женщины не вызывает сомнений. В ряде случаев жена сама сооружает гробницу и высекает на ней надпись для себя, для живущего с нею мужа и своих детей. В одной из надписей свекор допускает жену своего сына покоиться в гробнице при том условии, если она не расторгнет своего брака с его сыном. Следовательно, женщина в Ликии могла оставлять мужа по собственному желанию.


В некоторых случаях гробница сооружается для брата матери; в числе лиц, которым разрешено покоиться в гробнице, мы находим наряду с женой и сестру жены, мать жены, мать мужа и мужа дочери, молочную сестру жены вместе с ее мужем, детей жены и т. д. Имя матери в надписях нередко встречается после упоминания имени отца. В некоторых случаях мы и вообще встречаем при определении родства лишь имя матери.


В Ликии существовал термин для обозначения наличной семьи, как единого целого, включающий всех живых в данное время членов этого семейного коллектива — prnnazi.

     Из Ликии до нас дошла большая генеалогическая надпись, содержавшая более 300 строк (до нас дошло в трех фрагментах 230 строк). Это надпись на святилище в честь предков, в котором были собраны саркофаги, урны и кенотафы различных предков Флавиллы из Эноанды.

Вводные строки надписи гласят: «Лик(иния) Г(ая) Лик(иния) Фоантина, дочь Флавилла из Эноанды, построила это святилище, в которое поместила соматотеки родителей ее и предков». Далее следуют обычные для ликийских надписей запрещения помещать кого-либо постороннего в данное святилище и угроза уплаты высокого штрафа в случае нарушения покоя мертвых. Верхняя строка надписи, начертанная более крупными буквами, представляет заголовок: «Установленная генеалогия Ликинии Флавиллы и Флавиана Диогена, сородича ее из Эноанды».

Остальные столбцы посвящены родословной Флавиллы и Диогена, восходящей к далекому женскому предку — к жене третьего Троконда. В этой родословной прежде всего бросаются в глаза внутри-родовые браки: дети братьев вступают друг с другом в брачный союз; таковы браки Татион с Ликинием Фоантом; браки детей двух братьев — Ликиния Фоанта и Ликиния Мусея: сын первого — Ликиний Максим женится на дочери второго — Ликинии Максиме, и дочь первого Флавилла выходит замуж за сына второго — Ликиния Фронтона; далее — сын Ликиния Фронтона женится на дочери брата своего отца — Ликинии Максиме. Однако наряду с явно выраженным счетом родства по материнской линии, в этой же генеалогической таблице сосуществует с матернитетом счет родства и по мужской линии. Род, в целом, возглавляет женщина-родоначальница, упоминаемая в первой строке первого столбца генеалогии. Имя этой женщины, по видимому, довольно пышное, к сожалению, не дошло полностью; ее муж Троконд третий входит в род по линии жены, сам не являясь родоначальником.

    На ликийских монетах и в V и в IV вв. до н. э. преобладают изображения местных ликийских династов.


    В фрагменте из трактата Гераклида Понтийского о ликийцах дошло до нас ценнное известие о древней Ликии: «Ликийцы проводят жизнь, занимаясь пиратством. Пользуются же не законами, но обычаями и с древних времен управляются женщинами. Давших ложные показания продают, а имущество их обращают в собственность народа».
Ликийцы выступают перед нами еще в Тель-Амарнской переписке как пиратские племена. Аменхотеп III был занят постоянно охраной побережья Дельты от пиратских нападений ликийцев, и в правление Эхнатона царь Алашьи (Кипра) сообщал, что « Lykki » ежегодно опустошают одно поселение за другим в береговой полосе его страны. Ликийских наемников мы встречаем в Египте в правление XXVI династии фараонов.

Вооружением ликийцев служили кинжалы и кривые сабли.


Таким образом, на протяжении веков ликийцы представляли из себя воинственные племена, поставляющие пиратов и наемников. Отсутствие письменного права, строгие родовые законы, применяемые на родовом суде, — все это говорит о глубокой архаичности древней Ликии, той Ликии, с которой очень рано, может быть еще в IX—VIII вв. до н. э., впервые враждебно столкнулись греческие народы.

Все исследователи согласны, что ликийцы сопротивлялись греческой колонизации Малой Азии. В то время как северо западное побережье полуострова покрылось сетью греческих колоний и туземцы либо оттеснялись в глубь материка, либо попадали в зависимость, либо (частично) вовлекались в переселенческий коллектив, Ликия оставалась нетронутой греческим колонизационным движением.
  На Ликию оказали влияние правление и культура Персии, греческая культура, римская, византийская и османская. Остатки былых цивилизаций соседствуют или построены одно над другим в фундаментах, руинах и на скалах древних ликийских городов. 

 
 

Использованы материалы:

К.М.Колобова “Из истории раннегреческого общества”
Геродот “История”
Гомер “Иллиада”
Википедия

Каякей - город-призрак. Турция 21

О Пинаре и пожаре

Тлос. Беллерофонт

Фетхие. Ликийские гробницы

Заметки о Стамбуле


Рассказать в соц. сетях